09 Вклад Шанкарачарьи

Автор:Sundara Madhava

09 Вклад Шанкарачарьи

 

Мы всегда должны пом?нить, что Шанкарачарья есть не кто иной, как сам Махадев, Господь Шива (шанкарах шанкарах сакшад). Шанкара — гуру всех вайшнавов. По этой при?чине Махапрабху оказывал почести его памяти, называя его ачарьей, духов?ным наставником. Шри Шанкара — совершенный вайшнав.

Он появился на земле Бхарата?варши (Индии) в то время, когда возникла насущная необходимость в явлении гуна ?аватары, воплощения Господа, пове?левающего качествами материальной природы. К тому времени могуществен?ное влияние доктрины философского нигилизма Гаутамы Будды практически свело на нет традицию изучения Вед и следования принципам варнашрама? дхармы. Его теория пустоты (шуньявада) неистово отрицала саму идею сущест?вования Бога, обладающего личностной природой. Принимая косвенным обра?зом факт существования души — дживатмы, буддизм тем не менее отказывал?ся признать ее вечную природу и вечные духовные обязанности — нитья? дхар?му.

Все брахманы в этот период истории оставили Веды, отвергли истинную ре?лигию и приняли буддизм. Тогда необычайно могущественный Господь Шива низошел в этот мир в облике брахмана Шанкары с целью восстановить утра?ченный авторитет Вед и трансформировать учение Гаутамы Будды о пустоте (шуньяваду) в доктрину неделимого Брахмана (брахмаваду). Это было великим подвигом, и мир навечно останется в долгу перед Шрипадом Шанкарачарьей за его беспрецедентный вклад.

Любые поступки, совершаемые человеком в этом мире можно рассматри?вать с двух точек зрения. Одни являются значимыми для определенного отрез?ка времени (таткалика), другие же ценны для всех времен (сарвакалика). Ис?ходя из такого понимания, работа, проделанная Шанкарачарьей, имеет уни?кальную значение для определенного периода истории. Его усилия принесли ни с чем не сравнимые плоды. Шри Шанкарачарья заложил фундамент и воз?вел стены здания, постройку которого завершили великие ачарьи, Шри Рама?нуджа и Шри Мадхва, воздвигнув великолепный дворец чистой религии любов?ной преданности — вайшнава ?дхарму. Поэтому Шанкарачарья — большой друг вайшнава? дхармы и первый из ее учителей? основателей.

Современные вайшнавы пожинают плоды философского наследия Шанка?рачарьи. Для обусловленных душ существует насущная потребность обретения самбандха? гьяны, знания о своих взаимоотношениях с Верховной Личностью Бога, и о том, как джива запутывается в сетях, расставленных майей. Как Шанкарачарья, так и вайшнавы принимают тот факт, что наделенное сознани?ем живое существо абсолютно духовно и, даже находясь в материальном мире, остается отличным от своих грубого и тонкого материальных тел вследствие обладания природой более высшего рода; Шанкарачарья и вайшнавы согласны также с тем, что мукти, освобождение дживы, есть прекращение всех ее свя?зей с материальной природой. Вплоть до этой сферы философских изысканий Шанкара и ачарьи вайшнавов сходятся в очень многих вопросах. Более того, Шанкарачарья учил своих последователей тому, что, поклоняясь Господу Хари, человек очистит свое сердце и обретет освобождение. Однако Шанкарачарья ничего не говорил о том, что ожидает дживу, поднявшуюся выше стадии им?персонального освобождения.

Шанкара осознавал, что если человек, избравший поклонение Богу как средство обретения освобождения, будет и дальше следовать по этому пути, по? степенно он испытает глубочайшее духовное удовлетворение, приносимое ха?ри? бхаджаном и в конечном итоге станет чистым преданным. По этой причине Шанкарачарья лишь указал путь, не раскрыв сокровенных тайн религии вайш?навов. Тот, кто внимательно изучит его комментарии, сможет понять истинное намерение ачарьи. С другой стороны, тот, кого удовлетворяет поверхностное чтение работ Шанкары, никогда не сможет переступить порог, за которым от? крывается царство вайшнава?дхармы.

Шрила Бхактивинод Тхакур   Шри Джайва дхарма  глава 2  страница 24 

Об авторе

Sundara Madhava administrator

Оставить ответ