01 Что такое ДХАРМА ?

Автор:Sundara Madhava

01 Что такое ДХАРМА ?

 

Неотъемлемая природа любого существующего предмета или субстанции, называемых на санскрите васту, есть его вечная характеристика (дхарма). Эта вечная природа проявляет себя на концептуальном уровне существования объ?екта, называемом гхатана. Другими словами, когда по воле Господа Кришны происходит творение какого ?либо объекта, вместе с ним из небытия проявляет?ся сопутствующая ему и неотделимая от него природа. Именно она определяет?ся понятием дхарма. 

Однако когда данный объект приходит в соприкосновение с другими явле?ниями проявленного бытия, его изначальная природа видоизменяется или ис?кажается. С течением времени это искаженное состояние объекта закрепляет?ся за ним и создает ощущение вечной неотъемлемой его характеристики. Тем не менее, такое искаженное состояние объекта не отражает его истинную, объ?ективную природу, т.е. не является его свабхавой. Ее называют нисарга — при?рода, приобретенная объектом в результате продолжительного контакта с по? сторонними факторами из внешнего окружения. Таким образом нисарга заме?щает собой свабхаву, выдавая себя за последнюю. 

Возьмем, к примеру, воду, которая является васту — объектом, а способ?ность быть жидкой — это ее свабхава. Когда под влиянием внешних обстоя?тельств (низкой температуры) вода замерзает, превращаясь в лед, ее приобре?тенное свойство твердости замещает собой органически присущую ей приро?ду — быть жидкой. В действительности же приобретенная природа не может быть вечной. Она или случайна, или временна. Она проявляется в результате определенных обстоятельств, какое?то время существует и затем, когда причи?на, породившая ее, исчезает, она также автоматически прекращает свое суще?ствование. С другой стороны, свабхава объекта, его истинная природа, сущест?вует вечно. Даже будучи искаженной, она не исчезает, но пребывает как бы в дремлющем состоянии, сохраняя неразрывную связь с объектом. Раньше или позже, когда время и обстоятельства сложатся должным образом, вечная при? рода объекта опять проявится и будет вновь утверждена как объективный факт. 

Истинная природа объекта есть его нитья? дхарма, вечное предназначение, тогда как приобретенная природа объекта — его наймитика ?дхарма, времен?ное и случайное предназначение. Обладающий васту? гьяной — истинным по?ниманием сути вещей — может увидеть разницу между нитья? и наймитика? дхармой. Те же, кому такого знания явно не достает, вынуждены ошибаться, принимая одно за другое, будучи уверенными, что временная природа объекта и есть его вечная дхарма». 

Шрила Бхактивинод Тхакур   Шри Джайва дхарма 1 глава 15 страница

Об авторе

Sundara Madhava administrator

Оставить ответ