01 Что такое ДХАРМА ?

Автор:Sundara Madhava

01 Что такое ДХАРМА ?

 

Неотъемлемая природа любого существующего предмета или субстанции, называемых на санскрите васту, есть его вечная характеристика (дхарма). Эта вечная природа проявляет себя на концептуальном уровне существования объ􏰀екта, называемом гхатана. Другими словами, когда по воле Господа Кришны происходит творение какого 􏰀либо объекта, вместе с ним из небытия проявляет􏰀ся сопутствующая ему и неотделимая от него природа. Именно она определяет􏰀ся понятием дхарма. 

Однако когда данный объект приходит в соприкосновение с другими явле􏰀ниями проявленного бытия, его изначальная природа видоизменяется или ис􏰀кажается. С течением времени это искаженное состояние объекта закрепляет􏰀ся за ним и создает ощущение вечной неотъемлемой его характеристики. Тем не менее, такое искаженное состояние объекта не отражает его истинную, объ􏰀ективную природу, т.е. не является его свабхавой. Ее называют нисарга — при􏰀рода, приобретенная объектом в результате продолжительного контакта с по􏰀 сторонними факторами из внешнего окружения. Таким образом нисарга заме􏰀щает собой свабхаву, выдавая себя за последнюю. 

Возьмем, к примеру, воду, которая является васту — объектом, а способ􏰀ность быть жидкой — это ее свабхава. Когда под влиянием внешних обстоя􏰀тельств (низкой температуры) вода замерзает, превращаясь в лед, ее приобре􏰀тенное свойство твердости замещает собой органически присущую ей приро􏰀ду — быть жидкой. В действительности же приобретенная природа не может быть вечной. Она или случайна, или временна. Она проявляется в результате определенных обстоятельств, какое􏰀то время существует и затем, когда причи􏰀на, породившая ее, исчезает, она также автоматически прекращает свое суще􏰀ствование. С другой стороны, свабхава объекта, его истинная природа, сущест􏰀вует вечно. Даже будучи искаженной, она не исчезает, но пребывает как бы в дремлющем состоянии, сохраняя неразрывную связь с объектом. Раньше или позже, когда время и обстоятельства сложатся должным образом, вечная при􏰀 рода объекта опять проявится и будет вновь утверждена как объективный факт. 

Истинная природа объекта есть его нитья􏰀 дхарма, вечное предназначение, тогда как приобретенная природа объекта — его наймитика 􏰀дхарма, времен􏰀ное и случайное предназначение. Обладающий васту􏰀 гьяной — истинным по􏰀ниманием сути вещей — может увидеть разницу между нитья􏰀 и наймитика􏰀 дхармой. Те же, кому такого знания явно не достает, вынуждены ошибаться, принимая одно за другое, будучи уверенными, что временная природа объекта и есть его вечная дхарма». 

Шрила Бхактивинод Тхакур   Шри Джайва дхарма 1 глава 15 страница

Об авторе

Sundara Madhava administrator

Оставить ответ