02 Что такое Васту?

Автор:Sundara Madhava

02 Что такое Васту?

 

«Санскритское слово „васту“ происходит от гла􏰀гольного корня „вас“, что значит „существовать“, „обитать“ или „пребывать в каком 􏰀либо состоянии“. Добавляемый к нему суффикс ту превращает слово в отглагольное существительное. Таким образом, то, что существует и может быть понято само по себе, есть васту. Васту бывает двух видов: вастава и ава􏰀става — соответственно реально существующая категория и не существующая на деле, или временная, категория. Вастава васту обозначает предметы тран􏰀сцендентного мира, а авастава васту используется для описания временных объектов материального проявления, которые можно разложить на несколько категорий: дравья (предметы), гуна (качества) и другие. Только трансцендент􏰀ные „предметы“ в действительности существуют, тогда как временные катего􏰀рии мирского бытия имеют лишь некое подобие существования, которое ино􏰀гда истинно, а иногда ложно. Человек, верящий во что􏰀 либо, может иметь пра􏰀вильное представление, но может и ошибаться, принимая иллюзию за реаль􏰀ность.

„Шримад􏰀 Бхагаватам“ (1.1.2) говорит в этой связи:

ведйам ваставам атра васту шива􏰀дам

Только истинная реальность, отличная от иллюзии, которая существует в неразрывной связи с Верховной Абсолютной Истиной и служит на благо всем и каждому, может быть объектом познания для серьезного исследователя“.

Из этого утверждения „Бхагаватам“ становится очевидным, что лишь мир духа есть единственно истинное бытие, а Верховный Господь, Бхагаван есть единственный вастава васту — исключительное проявление этого бытия. Он является причиной существования бесчисленных живых существ — джив, на􏰀деленных индивидуальностью, которые есть его вечные неотъемлемые части􏰀цы, а также причиной майи — магической энергии, порождающей иллюзию. Поэтому слово васту указывает на три фундаментальные реалии: Бхагавана, дживу и майю. Существование всех трех совершенно объективно, и знание об их взаимоотношениях есть шуддха 􏰀гьяна, чистое знание. Философы, каждый по􏰀своему, пытаются объяснить истинную природу этих трех реалий, однако все их толкования касаются лишь авастава васту — временных, иллюзорных мирских категорий. Так, мыслители школы вайшешика „разбирают по частям“ материальное творение, выделяют его различные составляющие, такие, как дравья (объекты) и гуны (их качества), однако видят перед собой лишь матери􏰀альные категории авастава васту.

Вастава васту обладает вишеша 􏰀гуной, конкретными индивидуальными чертами, определяющими саму его природу. Такие определенные признаки присущи и вечным душам — индивидуальным живым существам».

 

Шрила Бхактивинод Тхакур   Шри Джайва дхарма 1 глава 16  страница

 

Об авторе

Sundara Madhava administrator

Оставить ответ