03 Три вида энергий Господа

Автор:Sundara Madhava

03 Три вида энергий Господа

 

Господь Кришна — повелитель безграничных энергий. Полная сумма этих энергий (пурна􏰀шакти) являет себя без остатка в духовном мире, чит 􏰀джагат. Для того, чтобы проявить на свет индивидуальные души — дживы, Он исполь􏰀зует одну из Своих энергий, называемую пограничной, или татастха 􏰀шакти.Посредством этой энергии и создается существо (васту), которое способно на􏰀ходиться среди как одушевленных существ, подобных ей самой (чит􏰀васту), так и предметов, состоящих из мертвой материи (ачит􏰀васту). Таким образом, рожденная из татастха 􏰀шакти, душа способна одновременно поддерживать отношения с духовным миром и материальным. Дух абсолютно чист и наделен сознанием, а точнее он есть сознание, тогда как материя, лишенная сознания, есть его прямая противоположность. Поэтому для трансцендентной души на самом деле невозможна связь с безжизненной материей. Тем не менее, божест􏰀венная энергия Господа, называемая татастха􏰀 шакти, делает возможным.

Часть земной поверхности, расположенная между кромкой воды и сушей, называется тата (берег). Поскольку по берегу проходит граница между двумя стихиями, тата соприкасается с обеими. Точно также божественная энер􏰀гия — татастха􏰀шакти — непостижимым образом соединяет в себе две про􏰀тивоположные по сути категории — материю и дух. Поэтому положение дживы отличается от положения вечных обитателей духовного царства, никогда и ни при каких обстоятельствах не соприкасающихся с материей. В то же время джива не принадлежит и материальному царству, созданному из безжизнен􏰀ных тел. Не относясь ни к материи, ни к духу, индивидуальная душа составляет совершенно отдельную категорию. По этой причине между дживой и Верхов􏰀ным Господом всегда существует разница.

Бхагаван — Верховный повелитель майи, энергии, творящей иллюзию. Она подчиняется Ему во всем, тогда как джива под влиянием определенных обстоя􏰀тельств становится ее слугой. Поэтому выделяют три объективные, всегда су􏰀ществующие отделенные категории — Бхагавана, майю и дживу.  Из них Бхага􏰀ван — Верховная Личность Бога — главенствующая категория, основа двух других, что подтверждается в

„Катха􏰀 упанишаде“ (2.2.13) и „Шветашватара􏰀 упанишаде“ (6.13):

нитйа нитйанам четанаш четананам

„Он (Всевышний Господь) — Верховный Вечный среди многих вечных. Он главное, обладающее сознанием существо, среди многих наделенных сознани􏰀ем существ“.

Шрила Бхактивинод Тхакур   Шри Джайва дхарма 1 глава 18  страница

Об авторе

Sundara Madhava administrator

Оставить ответ