06 Природа души

Автор:Sundara Madhava

06 Природа души

 

Хотя джива бесконечно мала (анупадартха), тем не менее, она вечно совершенна и абсолютно чиста. Атомарные размеры индивидуальной души да? ны для сравнения ее с Высшей Душой. Только один Господь Кришначандра, Верховная Личность Бога, бесконечно велик (брихад васту). Он — Верховный Брахман. Дживы — это Его бесчисленные ничтожномалые частицы. Подобно тому, как крохотные искры вылетают из пламени костра, но сам костер, одна? ко, не гаснет, так и многочисленные дживы, наделенные сознанием, исходят из Кришны, который Сам при этом остается вечным и неизменным Высшим Соз? нанием. Как искра способна жечь, так и частица Господа — джива — обладает полной энергией сознания Всевышнего. Искра, попав в определенные обстоя? тельства (войдя в соприкосновение с горючим материалом), способна сжечь всю Вселенную. Так и каждая индивидуальная душа — джива — способна пасть в безбрежный океан любви к Кришначандре. Однако джива сможет пол? ностью проявить свою изначальную энергию любви, лишь обратившись к ее истинному и вечному объекту — дхарма? вишайе, Кришне. Без этого джива бу?дет лишена своих изначальных духовных качеств.

Необходимо глубоко исследовать вопрос: какова нитья?дхарма, вечная при?рода души? Душа трансцендентна к материи, она суть сознание. Божественная любовь, према — это ее вечная природа, принимающая форму преданного слу?жения. Таким образом, любовь, проявляющаяся как преданное служение Госпо?ду Кришне, и есть изначальная природа души.

Индивидуальные души существуют в двух состояниях бытия: шуддхаваст?ха, освобожденное состояние, и баддхавастха, обусловленное состояние. Нахо?дясь в освобожденном состоянии, джива есть чинмайя, чистое духовное созна?ние, воплощенное в духовное тело, не имеющее ничего общего с материей.

Тем не менее, даже в освобожденном состоянии бытия душа остается беско?нечно малой частицей духа и потому может изменить свое изначальное поло?жение. С другой стороны, Господь Кришна, будучи безгранично великим прояв?лением духа, никогда не изменяет Своего состояния бытия. По самой своей природе (васту) Он бесконечно велик, полон в Себе, абсолютно чист и вечен.Джива, согласно своей природе васту, бесконечно мала, всегда является ча?стью целого, имеет склонность к падению и изменению своего положения; од? нако, находясь в гармонии со своей вечной дхармой, она остается абсолютно чистой, завершенной в самой себе, исполненной величия и знания. Нитья? дхарма, вечная трансцендентная деятельность в преданном служении Господу являет безупречный характер дживы, однако, соприкасаясь с майей, джива ос?кверняет себя, приобретает греховные склонности и, утратив защиту Кришны, становится жертвой бесчисленных страданий и радостей мирского бытия. Сто?ит душе забыть о своем вечном служении Богу, как она оказывается в бескрай?ней пучине материального существования, мира повторяющихся рождений и смертей.

 

Шрила Бхактивинод Тхакур   Шри Джайва дхарма  глава 1  страница 21

Об авторе

Sundara Madhava administrator

Оставить ответ