Оставаясь чистой, душа всегда осознает себя слугой Всевышнего Господа. В этом состоит ее истинное самоотождествление, ее истинное Эго. Однако, оск?вернив себя общением с майей, она отказывается от своего истинного Эго, ко?торое начинает принимать самые разнообразные формы. Служение Кришне перестает быть актуальным для баддха?дживы, которая вступает в мир самса?ры, воплощаясь в различные физические тела. Майя прячет изначальную, ор?ганически присущую дживе природу, давая ей взамен ложное отождествление, связанное с тонкими и грубыми телами материального мира. Концепция лож?ного Эго возникает, в первую очередь, в связи с тонким телом (линга?шарира); после этого джива отождествляет себя с телом грубым, видимым (стхула? шари?ра). Когда же обе вышеупомянутые концепции ложного эго сливаются в единое целое, возникает третья по счету ложная идея о своем „я“. Отождествив себя с тонким телом, джива считает себя наслаждающейся результатами своей дея?тельности, полностью забыв о служении Кришне. Получая в результате этого грубое тело, она думает: „Я — брахман, я — царь, я бедный, я несчастен, я бо?лен, я — женщина, я — мужчина, я — муж, я — жена, я — повелитель“. Таким образом, ложное самомнение дживы проявляется в самых разнообразных фор?мах.
Все эти ложные представления о самом себе приводят к искажению премы,которая есть свадхарма — вечная природа души. Преломляясь через призму ложного эго, према — чистая любовь к Кришне — проявляет себя в тонком теле как различные виды мирских удовольствий, переживаний, привязанностей, отвращений и т.д. Это же искаженное состояние души проявляет себя в грубом физическом теле в более концентрированной и примитивной форме в виде удо?вольствий, получаемых от еды, выпивки и всех существующих форм мирских наслаждений. Необходимо ясно усвоить себе, что только в чистом состоянии бытия дживы проявляется ее вечная активность, ее нитья?дхарма. Активность же обусловленной души определяется как наймитика ?дхарма, деятельность, которая временна. Нитья? дхарма души совершенна, чиста и вечна.
Что каса?ется временной природы обусловленной души, ее наимитика ?дхармы, об этом я расскажу тебе подробно в другой день.
„Шримад?Бхагаватам“ описывает вайшнава ?дхарму, чистое преданное слу?жение Господу Вишну. Такое преданное служение и есть нитья ?дхарма. Все ви?ды дхармы материального мира можно разделить на три категории:
нитья? дхарма (вечные обязанности души),
наймитика ?дхарма (временные обязанно?сти души), и
анитья ?дхарма (обязанности, противоречащие вечной природе души).
Все виды религиозных представлений, не признающих существование Всевышнего Господа и вечность души, относятся к третьему из вышеперечис?ленных. Учения, признающее существование Бога и вечность индивидуальных душ, но предлагающие временные, относящиеся к обусловленному состоянию дживы, методы (наймитика?дхарма), в качестве способа обретения милости Всевышнего, причисляются ко второму разряду. Таковыми являются методы кармы, гьяны и йоги. Религиозные учения, ставящие в качестве своей цели об?ретение бескорыстного служения Всепривлекающему и Чарующему Господу Кришне, посредством чистой премы, относятся к категории нитья? дхармы(первая категория).
Хотя в разных странах, среди разных народов и на разных языках принци?пы нитья?дхармы представлены различным образом, они, тем не менее, всегда едины, и поскольку отражают истинную природу души, несут человечеству благо в высшей степени. При всем при этом следует понимать, что вайшнава? дхарма, религия преданных Вишну (Кришны), которая существует в Индии с незапамятных времен — это не только идеальный пример нитья?дхармы, но и наиболее совершенная форма, изначальный прототип всех религий пре? данного служения Богу, которое есть воплощение вечной природы души. Самой же возвышенной, чистой и изначальной формой религии вайшнавов является учение божественного повелителя моего сердца, Шри Чайтаньядева, который явился в мир как сын матери Шачи. Великие души, погруженные в блаженство Божественной любви, принимают Его наставления и следуют Его путем
В определенном смысле совершенная стадия абсолютного единства с Бо?гом, известная как адвайта?сиддхи, и обретение любви к Богу (према), могут считаться одним и тем же достижением. Однако, взятое в узком смысле опреде?ление абсолютного единства, вне всякого сомнения, не идентично состояниюпремы. Необходимо ясно понять, что такое трансцендентная любовь (према). Итак, каков же истинный смысл этого понятия? Према являет себя в том слу? чае, когда одно трансцендентное существо естественным образом влечет к дру? гому трансцендентному существу. Появление такой трансцендентной любви никогда не было бы возможным, если бы оба они не были двумя отдельно суще?ствующими личностями. Господь Кришначандра — Верховная трансцендент?ная Личность, вечно привлекающая к Себе все трансцендентные живые суще?ства. Нитья?дхарма — это закон всеобщего вечного влечения к Кришне. Криш?на ?према — это Божественная любовь. Вечная индивидуальность Кришны, ве?чная индивидуальность живых существ, их вечная взаимная любовь — три эти истины составляют онтологию премы. Для того, чтобы испытать какое ?либо наслаждение, всегда необходимы три составляющих: наслаждающийся, объ?ект наслаждения и способ наслаждения. Если испытывающий наслаждение и объект, приносящий наслаждение, в конечном итоге сливаются в одно целое, то феномен наслаждения не может существовать в рамках понятия вечности.
Если абсолютное единство, адвайта?сиддхи, определяется как чистое со?стояние трансцендентного существа, лишенного какой ?либо связи с материей, тогда не существует разницы между понятиями адвайта?сиддхи и премы. Од?нако современных ученых — последователей Шанкары больше не удовлетворя?ет такое определение. Они ставят своей целью доказать, что Веды утверждают в конечном счете существование лишь одной неделимой личности, которая лишь для цели творения распространяет Самого Себя в бесчисленное количе?ство индивидуальных существ и во все остальные проявления мирского бытия. Такое понимание сводит на нет понятие премы, не оставляя возможности для ее существования в качестве вечной категории. Поэтому вайшнавы отвергают эту философию, как идущую вразрез с истинным учением Вед.
Об авторе