08 Какова нитья-дхарма дживы?

Автор:Sundara Madhava

08 Какова нитья-дхарма дживы?

 

Оставаясь чистой, душа всегда осознает себя слугой Всевышнего Господа. В этом состоит ее истинное самоотождествление, ее истинное Эго. Однако, оск􏰀вернив себя общением с майей, она отказывается от своего истинного Эго, ко􏰀торое начинает принимать самые разнообразные формы. Служение Кришне перестает быть актуальным для баддха􏰀дживы, которая вступает в мир самса􏰀ры, воплощаясь в различные физические тела. Майя прячет изначальную, ор􏰀ганически присущую дживе природу, давая ей взамен ложное отождествление, связанное с тонкими и грубыми телами материального мира. Концепция лож􏰀ного Эго возникает, в первую очередь, в связи с тонким телом (линга􏰀шарира); после этого джива отождествляет себя с телом грубым, видимым (стхула􏰀 шари􏰀ра). Когда же обе вышеупомянутые концепции ложного эго сливаются в единое целое, возникает третья по счету ложная идея о своем „я“. Отождествив себя с тонким телом, джива считает себя наслаждающейся результатами своей дея􏰀тельности, полностью забыв о служении Кришне. Получая в результате этого грубое тело, она думает: „Я — брахман, я — царь, я бедный, я несчастен, я бо􏰀лен, я — женщина, я — мужчина, я — муж, я — жена, я — повелитель“. Таким образом, ложное самомнение дживы проявляется в самых разнообразных фор􏰀мах.

Все эти ложные представления о самом себе приводят к искажению премы,которая есть свадхарма — вечная природа души. Преломляясь через призму ложного эго, према — чистая любовь к Кришне — проявляет себя в тонком теле как различные виды мирских удовольствий, переживаний, привязанностей, отвращений и т.д. Это же искаженное состояние души проявляет себя в грубом физическом теле в более концентрированной и примитивной форме в виде удо􏰀вольствий, получаемых от еды, выпивки и всех существующих форм мирских наслаждений. Необходимо ясно усвоить себе, что только в чистом состоянии бытия дживы проявляется ее вечная активность, ее нитья􏰀дхарма. Активность же обусловленной души определяется как наймитика 􏰀дхарма, деятельность, которая временна. Нитья􏰀 дхарма души совершенна, чиста и вечна.

Что каса􏰀ется временной природы обусловленной души, ее наимитика 􏰀дхармы, об этом я расскажу тебе подробно в другой день.

„Шримад􏰀Бхагаватам“ описывает вайшнава 􏰀дхарму, чистое преданное слу􏰀жение Господу Вишну. Такое преданное служение и есть нитья 􏰀дхарма. Все ви􏰀ды дхармы материального мира можно разделить на три категории:

нитья􏰀 дхарма (вечные обязанности души),

наймитика 􏰀дхарма (временные обязанно􏰀сти души), и

анитья 􏰀дхарма (обязанности, противоречащие вечной природе души).

Все виды религиозных представлений, не признающих существование Всевышнего Господа и вечность души, относятся к третьему из вышеперечис􏰀ленных. Учения, признающее существование Бога и вечность индивидуальных душ, но предлагающие временные, относящиеся к обусловленному состоянию дживы, методы (наймитика􏰀дхарма), в качестве способа обретения милости Всевышнего, причисляются ко второму разряду. Таковыми являются методы кармы, гьяны и йоги. Религиозные учения, ставящие в качестве своей цели об􏰀ретение бескорыстного служения Всепривлекающему и Чарующему Господу Кришне, посредством чистой премы, относятся к категории нитья􏰀 дхармы(первая категория).

Хотя в разных странах, среди разных народов и на разных языках принци􏰀пы нитья􏰀дхармы представлены различным образом, они, тем не менее, всегда едины, и поскольку отражают истинную природу души, несут человечеству благо в высшей степени. При всем при этом следует понимать, что вайшнава􏰀 дхарма, религия преданных Вишну (Кришны), которая существует в Индии с незапамятных времен — это не только идеальный пример нитья􏰀дхармы, но и наиболее совершенная форма, изначальный прототип всех религий пре􏰀 данного служения Богу, которое есть воплощение вечной природы души. Самой же возвышенной, чистой и изначальной формой религии вайшнавов является учение божественного повелителя моего сердца, Шри Чайтаньядева, который явился в мир как сын матери Шачи. Великие души, погруженные в блаженство Божественной любви, принимают Его наставления и следуют Его путем

В определенном смысле совершенная стадия абсолютного единства с Бо􏰀гом, известная как адвайта􏰀сиддхи, и обретение любви к Богу (према), могут считаться одним и тем же достижением. Однако, взятое в узком смысле опреде􏰀ление абсолютного единства, вне всякого сомнения, не идентично состояниюпремы. Необходимо ясно понять, что такое трансцендентная любовь (према). Итак, каков же истинный смысл этого понятия? Према являет себя в том слу􏰀 чае, когда одно трансцендентное существо естественным образом влечет к дру􏰀 гому трансцендентному существу. Появление такой трансцендентной любви никогда не было бы возможным, если бы оба они не были двумя отдельно суще􏰀ствующими личностями. Господь Кришначандра — Верховная трансцендент􏰀ная Личность, вечно привлекающая к Себе все трансцендентные живые суще􏰀ства. Нитья􏰀дхарма — это закон всеобщего вечного влечения к Кришне. Криш􏰀на 􏰀према — это Божественная любовь. Вечная индивидуальность Кришны, ве􏰀чная индивидуальность живых существ, их вечная взаимная любовь — три эти истины составляют онтологию премы. Для того, чтобы испытать какое 􏰀либо наслаждение, всегда необходимы три составляющих: наслаждающийся, объ􏰀ект наслаждения и способ наслаждения. Если испытывающий наслаждение и объект, приносящий наслаждение, в конечном итоге сливаются в одно целое, то феномен наслаждения не может существовать в рамках понятия вечности.

Если абсолютное единство, адвайта􏰀сиддхи, определяется как чистое со􏰀стояние трансцендентного существа, лишенного какой 􏰀либо связи с материей, тогда не существует разницы между понятиями адвайта􏰀сиддхи и премы. Од􏰀нако современных ученых — последователей Шанкары больше не удовлетворя􏰀ет  такое определение. Они ставят своей целью доказать, что Веды утверждают в конечном счете существование лишь одной неделимой личности, которая лишь для цели творения распространяет Самого Себя в бесчисленное количе􏰀ство индивидуальных существ и во все остальные проявления мирского бытия. Такое понимание сводит на нет понятие премы, не оставляя возможности для ее существования в качестве вечной категории. Поэтому вайшнавы отвергают эту философию, как идущую вразрез с истинным учением Вед.

Об авторе

Sundara Madhava administrator

Оставить ответ