Самбандха Абхидея Прайоджана-три основных раздела духовного знания

Автор:Sundara Madhava

Самбандха Абхидея Прайоджана-три основных раздела духовного знания

 

Джай Шри Радхе! Харе Кришна!  Я приглашаю Вас окунуться в атмосферу Враджа дхамы. Этот фильм адресован Гаудия вайшнавам, и хотя тема, затрагиваемая здесь,  проста для понимания, без наглядных примеров она может выглядеть несколько запутанной. 

Речь пойдет о фундаментальных принципах вайшнавской философии. Я попытаюсь объяснить суть учения Шри Чайтаньи Махапрабху как можно более простым языком. В действительности, вдохновение сделать этот фильм пришло в мое сердце благодаря проживанию во Вриндаване и по милости гуру парампары. Олицетворением этой милости, джагат гуру, учителем всего мира является Шрила Прабхупада. Благодаря Ему мы узнали о Вриндаване. 

 

Поэтому, желая оказать служение Шри рупануга гуру варге, будучи благодарным ачарье основателю Международного Общества Сознания Кришны  Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, я представляю вашему вниманию документальный фильм

        « Вриндаван. Самбандха, абхидейа, прайоджана…»

 Мы являемся последователями Госвами, шести Госвами Вриндавана.

шри рупа санатана бхатта рагхунатха

шри джива гопала бхатта даса рагхунатха

/Шри Шри Шад Госвами аштака/

Шесть Госвами Вриндавана. Рупа, Санатана. Рупа Госвами, Санатана Госвами, Рагхунатха Бхатта Госвами, Рагхунатха даса Госвами, Джива Госвами, Гопала Бхатта Госвами. Это шесть Госвами. Во Вриндаване они основали культ бхакти по указанию Шри Чайтанья Махапрабху. Шри Чайтанья Махапрабху послал своих преданных в разные части Индии. И конечно, он хотел, чтобы его преданные отправились во все части мира.

притхивите ачхе йата нагаради грама

/Чайтанья-бхагавата, Антья, 4.126/

Хотя Шрила Прабхупада явил всему миру славу Враджа дхамы и учения Шри Чайтаньи Махапрабху мы не способны до конца понять и оценить нашу удачу. познакомив нас с наследием гаудия сампрадаи, Шрила Прабхупада открыл перед нами врата в духовный мир. 

Шри Чайтанья Махапрабху наделил необходимой силой Своих близких спутников, уполномочив их исполнять разные поручения, и те, повинуясь Его воле, безукоризненно воплотили их в жизнь.

Шрила Санатана Госвами получил указание от Господа Чайтаньи писать книги, в которых бы содержались яркие и понятные иллюстрации процессов вайдхи-бхакти и рага-бхакти, а также взаимоотношений между ними. Кроме того, Шрила Санатана Госвами был уполномочен объяснить эзотерическую природу взаимосвязи праката и апраката Гокулы.

Шриман Махапрабху вложил божественное шакти в сердце Шрилы Рупы Госвами и дал ему указание явить миру возвышенную науку раса-таттвы.

 Шрила Рагхунатх дас Госвами, приняв от Сварупы Дамодары, будто цветочную гирлянду, сокровенное знание о внутреннем пути поклонения Господу в соответствии с наукой о расах, явил всему миру конечную цель духовной практики.

 Каждый из  спутников Махапрабху выполнял те индивидуальные поручения, которые были доверены ему Господом.

В этом фильме пойдет речь о том, что такое самбандха, абхидея и прайоджана, и какие Божества Вриндавана связаны с этими понятиями. Кадры фильма подобраны не случайно. Каждое имя, каждый раздел философии связан с тем, что Вы увидите на экране. 

Есть много неозвученного в проповеди преданных, ибо определенное понимание должно приходить к нам в виде откровений свыше. Два человека будут смотреть этот фильм, и одному будет скучно изза избытка философии, а другой испытает блаженство от связи с Вриндаваном.

Я постараюсь в меру своих способностей объяснить тему, заявленную в фильме, и дай Бог каждому зрителю как можно быстрее приехать во Вриндаван!

Прежде всего, давайте на простом жизненном примере поймем,что означат эти термины. Самбандха это отношения, абхидейа- действия в соответствии с этими отношениями, а прайоджана это цель этих отношений. Эти три явления неразрывно связанны друг с другом. 

Это на санскрите называется Самбандха, адхидея, и прайоджана. Самбандха, адхидея, прайоджана.

Также как наши обычные отношения, один бизнесмен собирается делать бизнес с другим человеком. Поэтому, в первую очередь, все отношения устанавливаются на основе какого-то соглашения. Затем происходит операция. Один это поставщик, другой покупает. Тогда в результате будет прибыль. Должны присутствовать эти три вещи.

Бизнесмен не может совершить сделку с тем, с кем у него нет отношений и кому он не доверяет. Самбандха, установление отношений является началом всего. Далее, на основе этих отношений происходит некое действие. Это называется абхидейа. Само по себе действие не является конечной целью, оно должно привести к определенному результату. Предмет стремлений человека называется прайоджана. 

Самбандха, абхидейа и прайоджана неразрывно связанны друг с другом. Неверно было бы считать, что человек должен сосредоточится на чем то одном из этого списка, и только потом уже рассматривать другой пункт. Порой для того, чтобы определиться с самбандхой, изначальной точкой, человеку проще посмотреть на прайоджану, финал, на то, что он хочет достичь.

Приведу пример. Человек не может понять, кем быть в жизни, как строить отношения с людьми. Тоесть, он не может разобраться в самбандхе. Давайте поможем ему.

Допустим, предмет устремлений человека-домик на берегу моря. Это прайоджана. Ради обретения желаемого, необходимо что то делать, тоесть надо разобраться с абхидеей. Какая деятельность ведет к тому, чтобы обрести этот дом с видом на море?

Вариантов может быть множество. Человек может заработать на этот дом. Он может получить его в наследство от дедушки. Он может его выиграть в карты. Жениться на девушке, которая живет на берегу моря в этом доме и т.д….

Теперь встает вопрос о том, кем надо быть, чтобы делать то, что человеку по душе.

Для заработка необходимо быть хорошо оплачиваемым специалистом.

Для получения наследства-хорошим внуком.

Для выигрыша-отличным игроком в азартные игры.

А ради удачного брака- достойным кандидатом в мужья.

На самом деле с ведической точки зрения, муж, живущий в доме жены или за ее счет сильно порицается, так же как и игрок в азартные игры. Но сейчас речь не о моральной стороне вопроса, а о том, что ради осознания себя в жизни порой лучше всего для начала поставить цель, увидеть как ее можно достичь и тогда получится осознать, кем надо быть для этого.

Давайте еще раз посмотрим на эти термины на другом примере.  

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.5.24

 

Это называется самбандха. Также как в первую очередь парень и девушка должны жениться… Такова Ведическая система. Отец, мать, выбирают. Это называется самбандха. Когда они устанавливают, что «Этот парень женится на этой девушке», это называется самбандха.

Абхидейа. Когда они соединены с помощью брака, то между ними должны быть отношения. Это называется абхидейа. Абхидейа. Абхидейа не означает, «Прошла наша церемония бракосочетания и теперь наши отношения установлены. Теперь вы М-р такой и такой-то, идите домой и я иду домой». Нет, на самом деле должна быть деятельность. Жена должна заботиться о том, чтобы служить мужу, а муж должен заботиться о жене. Тогда есть отношения… Почему есть эти отношения? Почему есть такая деятельность?

Теперь есть прайоджана. Что это за прайоджана?

Родить сына. Брак означает иметь сына. Это прайоджана.

  Во все времена было очень много людей, следующих ведической культуре, при всем при этом не понимающих ее сути. Даже Шри Чайтанья Махапрабху был понят далеко не всеми. 

Господь Чайтанья сказал Санатане Госвами: «В ведических писаниях говорится, что живое существо связано с Кришной вечными взаимоотношениями, которые называются самбандхой. Попытки живого существа постичь эти отношения и действовать в соответствии с ними носят название абхидхеи. А высшее предназначение, или возвращение домой, к Богу, именуется прайоджаной.

Веды ставят перед человеком именно эти 3 цели.

 1-я — понять свои отношения с Кришной (самбандху),

 2-я — действовать в соответствии с этими отношениями (абхидхея), 

3-я — достичь высшей цели (прайоджаны). 

 Много раз посещая  храмы Вриндавана, получая даршаны Божеств  и рассказывая другим об их славе, я задумывался о том, что к сожалению так мало преданных способны приезжать сюда и ощущать особую сладость святой дхамы.. Порой бывает так, что даже приезжая во Вриндаван, люди не ощущают атмосферы этого места в полной мере. Вриндаван открывается нам настолько, насколько мы очистили свое сознание, слушая хари катху, основанную на грантхах- книгах шести госвами и их последователей. Для того, чтобы продвигаться в духовной жизни, необходимо осознавать самбандху, абхидейу и прайоджану, как это раскрыл Шри Чайтанья Махапрабху. 

Три главных Божества Вриндавана это мадан мохан, говинда и гопинатх. Божество Мадана Мохана отвечает за самбандху, Божество Говиндаджи за абхидейу и Гопинатх за прайоджану. Посещая этих божеств, мы молим их о том, чтобы эти три раздела духовного знания проявились в нашем сердце, и мы смогли жить в соответствии с этой информацией. 

  

                       Самбандха гьяна

   Самбандха-гьяной называется знание об отношениях и взаимосвязи 3-х вечных истин- Бога, души и этого мира.

 Кришна один и только один, но Он обладает двумя энергиями: джива-шакти и майя-шакти . Слово шакти значит энергия. Джива-шакти обеспечивает существование живых существ, а майя-шакти — материального мира.

 

  Важно понять, что само по себе знание о том, что мы не являемся этими телами — это еще не самбандха гьяна. В Шримад Бхагаватам приводятся диалоги демонов, которые мыслят категориями, не скованными телесными представлениями о жизни. В реинкарнацию верит очень много людей, далеких от духовности. В действительности, мы можем наблюдать такой феномен, что существует множество людей, верящих в Бога, но отвергающих реинкарнацию, но также не меньшее количество тех, кто свято верит в переселение души, при всем при этом отвергая существование Всевышнего. Душа, джива, отлична от материального тела и она принадлежит к духовной энергии. Находясь в пределах материального мира, она словна рыба, выброшенная на берег. У души нет истинной связи с этим миром, ибо она принадлежит духовному царству. Взаимоотношения между дживой, материальной природой и Богом называются самбандхой.  Таким образом, самбандха означает возвращение живого существа к своему естественному положению слуги Кришны.

 Шрила Бхактивинод Тхакур в Шри Чайтанья Шикшамрите объясняет, что совершенное знание самбандха-таттвы включает в себя понимание следующих основных положений Вед: 1) Кришна. 2) энергии Кришны. 3) раса. 4) природа дживы, 5) джива в материальном мире, 6) джива в освобожденном состоянии, 7) ачинтья-бхеда-абхеда.

 Тот, кто в совершенстве постигнет эти семь истин, обретет самбандха-гьяну.  

 Установив отношения с Верховным Господом, человек делает следующий шаг и начинает действовать сообразно этим отношениям.

                           Абхидейа

  Как говорится: «Вера без дел мертва». Когда человек постигает самбандха гьяну, он должен действовать соответственно, иначе  это знание будет бесполезно. 

 Чтобы действовать в отношениях с Кришной, следует заниматься садхана-бхакти, исполнять предписанные обязанности в служении Верховной Личности Бога. Это и есть абхидхея-гьяна.

  Этот путь называется абхидхеей, и занимаясь преданным служением в соответствии с предписанными правилами под руководством духовного учителя, человек обязательно пробудит дремлющую в его сердце любовь к Богу. 

  О том, что необходимо делать, написанно множество книг и дано множество наставлений. Шрила Рупа Госвами в своей книге Бхакти Расамрита синдху, которую Шрила Прабхупада перевел как Нектар Преданности, описал 64 вида деятельности в преданном служении. Из них пять пунктов являются самыми могущественными. Данный фильм лишь знакомит Вас с основами учения Шри Чайтаньи Махапрабху, поэтому я не буду подробно описывать все тонкости бхакти йоги, но эти пять видов преданного служения необходимо знать наизусть и стараться в своей жизни как можно больше времени посвящать именно им.

Первое это садху санга-общение с преданными. Это общение приводит к тому, что человек начинает воспевать святое имя Кришны-нама киртана и слушать Шримад Бхагаватам-бхагавата шравана. четвертым могущественным методом бхакти является проживание в святом месте-матхура вас и пятое это поклонение божествам с верой. 

Любой человек, который посвящает себя хотя бы одной из этих составляющих практики преданного служения, очень быстро может ощутить в своем сердце проблески любви к Богу.

Деятельность в отношениях с Господом называют абхидхеей. Когда человек выполняет обязанности, соответствующие таким отношениям, он достигает высшей цели жизни — обретает любовь к Богу и тем самым приходит к прайоджана-сиддхи, то есть исполняет миссию человеческой жизни.

                         

                           Прайоджана

 Следующий этап — прайоджана-сиддхи, или достижение высшей цели. Слово прайоджана означает «потребность».  Высшая  потребность человека это любить и быть любимым. Любовь называется Бхакти.

Установив свои отношения с ВЛБ и действуя сообразно им, человек достигает высшей цели жизни- любви к Богу, которая является величайшим сокровищем.

Величайшие святые, свободные от материальных отожествлений, объясняют, что эмоции, которые возникают от того, что мы любим  нашего ребёнка или мужа или жену… Это не любовь. Это временные сантименты.Со смертью тела всему приходит конец, в том числе и самой этой любви. Настоящая любовь возможна только с Кришной. Это настоящая любовь. Как только мы полюбим Кришну, эти отношения никогда не могут быть разорваны. 

Подавляющее большинство религиозных людей поклоняется Богу ради исполнения своих материальных желаний. Но цель жизни заключается не в том, чтобы поуютнее устроится в тюрьме материального мира, а в том, чтобы развить с сердце любовь к Кришне и покинуть это материальное мироздание. 

Все то, что мы совершаем в духовной жизни должно быть направленно только на достижение любви к Богу, это наша прайоджана, это наша конечная цель. 

 Итак, согласно Ведам, существует 3 этапа духовного развития: самбандха-гьяна, абхидхея и прайоджана. Самбандха-гьяна помогает человеку установить его изначальные отношения с ВЛБ, абхидхея определяет деятельность, соответствующую этим отношениям, а прайоджана указывает высшую цель жизни — любовь к Богу (према пум-артхо махан).

Благодаря великой удачи, нам посчастливилось в этой жизни соприкоснуться с учением Шри Чайтаньи Махапрабху и узнать о Вриндаване. Мы можем приезжать в святую дхаму и делать шаги в сторону Кришны и этим шансом необходимо воспользоваться ибо никто не знает, что нас ожидает в следующей жизни. 

 Приезжая во Вриндаван, отправляйтесь на парикраму со знающими вайшнавами по храмам. Мадана Мохан, Говиндаджи, Гопинатх…. Эти три Божества Вриндавана отвечают за самбандху, абхидейу и прайоджану и они покорили сердца всех гаудия вайшнавов… Многие преданные во Вриндаване дали обед ежедневно посещать эти храмы и молить о милости. В завершении этого фильма я со сложенными ладонями я прошу Вас: 

«Пожалуйста, приезжайте во Вриндаван! Кришна и Шримати Радхарани ждут Вас!»

 

Об авторе

Sundara Madhava administrator

Оставить ответ