Шри Шри Радха Гопинатх

Автор:Sundara Madhava

Шри Шри Радха Гопинатх

Харе Кришна! По беспричинной милости Шри Гуру и Гауранги, Шрилы Прабхупады и Шри рупануга гуру варги, цепи ученической преемственности, идущей от Шрилы Рупы Госвами, мы имеем возможность приехать во Вриндаван! Желая оказать свое скромное служение Шри Враджа дхаме, я представляю вашему вниманию документальный фильм об одном из семи главных храмов Вриндавана.

Храм Гопинатха является одним из семи самых знаменитых храмов Гаудия Сампрадайи во Вриндаване. Есть основания полагать, что этот храм был построен в 1559 году, то есть до того, как были построены храмы Мадана Мохана в 1580 и Говинда дева в 1590 году. Так или иначе, хронологическая точность в данном вопросе не является крайне важной. Главное, что это один из трех храмов во Вриндаване, которые очень дороги сердцам всех преданных Господа Чайтаньи, и в этом фильме пойдет речь о Божестве Гопинатхи, которое было установлено Мадху Пандитом. 

Мадху Пандит был учеником Гададхары Пандита. Читая каждый день Шримад Бхагаватам и постоянно слыша от своего гуру о красоте, качествах и деяниях Шри Кришны, Мадху Пандит постепенно развил острое желание увидеть Господа. Зная, что Кришна даже на шаг не отходит от Вриндавана, он отправился в святую дхаму, чтобы найти Его.

Оказавшись во Вриндаване, Мадху пандит пустился на поиски Кришны. Он подумал: «Может быть, Кришна спрятался в рощице деревьев кадамба, покрытых благоухающими цветами?» Но Кришны там не было. «Возможно, Кришна скрывается за лианами, что видны неподалеку?» — продолжал свои измышления святой. Но и там не смог он найти Кришну. Затем он подумал, что, возможно, Кришна прячется в роще, пещере или играет со своими друзьями в лесу…  А может этот пастушок заигрывает с гопи на берегу Йамуны или у подножия холма Говардхана? Так он бродил в лесах и рощах в поисках Кришны.

Это место называется Вамшиват. «Ват» —  это дерево баньян, а «вамши» значит флейта. Вамшиват — это дерево баньян, под которым Кришна заиграл на своей флейте, чтобы призвать гопи Вриндавана на танец раса. Со времен Кришны здесь рос могучий баньян. Однако примерно 500 лет назад, во время сезона дождей, когда река Йамуна сильно разлилась, это дерево было подмыто течением реки. Оно упало в воду и поплыло вниз. Один из спутников Шри Чайтаньи Махапрабху, Парамананда Пури, догнал это дерево и срезал с него ветку, чтобы посадить ее на старом месте, сохранив таким образом память о лилах Кришны. 

Однажды после долгих поисков около Вамши-вата  Мадхупандит увидел Кришну, стоящего в Своей обычной позе трибханга и играющего на флейте. Кришна нежно улыбался, смотря на него. Мадху вскочил, подбежал к Кришне и заключил Его в объятия. Оба они омыли друг друга слезами любви и радости. Но не в привычках Кришны подолгу оставаться в одном и том же месте. Он попытался высвободиться из рук Мадху. Однако Мадху Пандит не захотел отпускать Кришну после долгих поисков. Он сказал: «Прабху! Я не отпущу Тебя. Я не могу жить без Тебя. Ты либо остаешься со мной, либо берешь меня с собой туда, куда идешь Сам!» Кришна, всегда покорный своему преданному, сказал: «Хорошо, Мадху, я останусь вместе с тобой в облике моей Шри Виграхи, не отличной от меня».

После ухода Кришны в апраката лилу Махараджа Ваджранабха установил во Вриндаване Его Божества. Как уже говорилось в предыдущих сериях, Мадан Мохан представляет самбандха гьяну, Говинда дев — абхидейу и Гопинатх — прайоджану. После набега мусульманских фанатиков на Вриндаван божество Гопинатхи было спрятано под Вамшиватом, на берегу Ямуны. Когда Парамананда Пури вместе с Мадху Пандитом решили посадить ветку от старого баньяна в этом месте, они нашли в земле древнее божество Гопинатхи.

Очень часто имя Гопинатх переводят как Повелитель Гопи. Слово «натх» означает повелитель, господин. Поэтому имя Гопинатх переводят как «тот, кто является господином гопи». Однако санскрит — необычный язык, и порой одно и то же слово может обладать противоположным значением. Гаудия вайшнавы объясняют, что в действительности Кришна связан любовью своих преданных, поэтому слово «Гопинатх» можно перевести не как «повелитель гопи», а как «тот, кем повелевают гопи». 

Рядом с Нидхуваном во Вриндаване  для Гопинатхи был построен храм.

История умалчивает тот факт, каким образом у Гопинатхи появилась Шримати Радхарани. Однако когда Вриндаван посетила супруга Нитьянанды Прабху Джахнави Тхакурани, она подумала о том, что божество Радхи очень маленькое, и надо бы сделать его крупнее. Как вы можете видеть, это божество действительно не соответствует Кришне по размеру. Гопинатх и Шримати Радхика пришли во сне к ДжахнавиТхакурани и сказали, что идея, посетившая ее, правильная — ей необходимо сделать новое божество. Когда Джахнави Тхакурани отправилась в Бенгалию, она дала своему ученику наставление изготовить новое божество Шримати Радхарани для Гопинатхи во Врадже. Божество было изготовлено, перевезено во Вриндаван и с почестями установлено на алтаре. Пуджари не знал, что делать со старым божеством и просто установил его с другой стороны от Кришны. Однако стхапати, скульптор, изготовивший божество, был учеником Джахнави Тхакурани, и во время изготовления мурти Шримати Радхики постоянно медитировал на своего гуру. После того, как божество было установлено и многие преданные получили даршан, всем стало видно, что это мурти не Шримати Радхарани, а Джахнави Тхакурани. В лилах Кришны Джахнави мата приходится младшей сестрой Шримати Радхарани – Анангой Манджари. Таким образом, в храме Гопинатхи на алтаре на месте Шримати Радхарани стоит Ананга Манджари, а Шримати Радхика находится с противоположной стороны. 

После набегов мусульман божества перевезли в Джайпур, поэтому преданные во Вриндаване построили новый храм и установили в нем пратибху мурти изначального Гопинатхи. Копия изначального божества проявляется не во внешнем сходстве, а в том, что милость, получаемая при поклонении пратибху мурти идентична милости, получаемой при поклонении изначальному божеству. 

Вы посмотрели третий фильм из серии «Семь главных храмов Вриндавана». Три храма из семи являются самыми важными для нас. Когда Махараджа Ваджранабха устанавливал Божества Кришны во Вриндаване, Уттара, единственная оставшаяся в живых свидетельница игр Кришны, получив даршан, сказала, что красота Кришны от стоп до пояса больше всего проявлена в Мадана Мохане, красота Кришны от пояса до шеи — в Говинда деве, а красоту лица Кришны больше всего передает Гопинатх. Эти божества отвечают за три фундаментальных раздела духовного знания – самбандху, абхидейу и прайоджану. Среди гаудия вайшнавов существует поверье, что если человек в один день увидит эти три божества, то он обязательно обретет Кришна прему, любовь к Богу. Раньше это было легко осуществить во Вриндаване. Позднее Божества перевезли в Джайпур. Впоследствии Божество Мадана Мохана из Джайпура переехало в город Кароли. Сейчас получить даршан изначальных божеств несколько затруднительно. Для этого необходимо на машине проехать 5 часов из Вриндавана в Кароли и потом столько же в Джайпур. Однако это стоит того, и, посещая Вриндаван, необходимо также совершить паломничество в Кароли и Джайпур. Кто-то может спросить: «Зачем уезжать из Вриндавана, если можно получить даршаны пратибху мурти и обрести то же благо?» 

В теории, человеку вообще не нужно никуда уезжать из того места, где он живет. Достаточно повторять харинам и получить милость святого имени, тогда в сердце откроется Вриндаван, и человек увидит все лилы Кришны. Но на практике это остается лишь теорией. Казалось бы, все так и есть, но воплотить это в реальность не так просто. Без наших серьезных усилий с одной стороны и милости Кришны с другой достичь поистине духовного уровня невозможно. Именно поездка в дхаму и паломничество к изначальным божествам Вриндавана станет для искателя истины той благодатной почвой, на которой вырастет лиана бхакти. Мы сможем войти в семью Махапрабху и называться Гаудия вайшнавами по-настоящему, только если разовьем в своем сердце привязанность к спутникам Господа Чайтаньи. Полюбить их — означает также полюбить Божеств, которым они поклонялись.

Согласно философии пратибху мурти не отличны от изначальных Божеств, однако с точки зрения развития привязанности к Санатане Госвами, Рупе Госвами, Мадху пандиту и другим вайшнавам, необходимо посещать Божеств, ради которых они жили. В этом воплощении я посетил храмы изначальных божеств в Кароли и Джайпуре уже больше восьмидесяти раз. Каждый год я провожу парикрамы для вайшнавов, и даршаны изначальных Мадана Мохана, Говиндадева и Гопинатхи являются неотъемлемой частью нашего паломничества. Хоть я и не получил еще кришна прему, но твердо верю в то, что всего лишь через несколько жизней смогу достичь совершенства, потому что милость этих божеств творит чудеса и способна очистить любого.

Со сложенными ладонями я прошу вас: «Пожалуйста, приезжайте во Вриндаван! Кришна и Шримати Радхарани ждут вас!»

Об авторе

Sundara Madhava administrator

Оставить ответ