Шри Шри Радха Дамодар

Автор:Sundara Madhava

Шри Шри Радха Дамодар

 

Харе Кришна! По беспричинной милости Шри Гуру и Гауранги, Шрилы Прабхупады и Шри рупануга гуру варги, цепи ученической преемственности, идущей от Шрилы Рупы Госвами, мы имеем возможность оказаться во Вриндаване! Желая оказать свое скромное служение Шри Враджа дхаме, я представляю Вашему вниманию документальный фильм об одном из семи главных храмов Вриндавана.

Из всех главных лесов Враджа мандалы самым большим является Шри Вриндаван. Он простирается от муниципального центра Вриндавана до Нандаграма с одной стороны и до Говардхана — с другой. Его очертания напоминают длинный узкий лепесток лотоса, в котором Йамуна занимает всю протяженность одного края. Среди великолепных лесов Враджа, в сравнении с которыми сияние Вайкунтхи кажется слишком бледным, лес под названием Вриндаван — наилучший. Река Йамуна напоминает голубой пояс, который носит богиня Вриндавана. Вриндаван — любимый лес Кришны, где Он являет свои наиболее сокровенные игры.

Во Вриндаване существует место, очень дорогое сердцу Гаудия Вайшнавов. Оно называется Сева-кундж. В наши дни Сева-кунджа напоминает небольшой парк, окруженный забором. Но во времена Господа Кришны он занимал огромную территорию. Лес Сева-кунджи по многим причинам выделяется среди других священных мест. 

В Сева-кундже Шри Кришна вечно наслаждается Своими удивительными играми со своей возлюбленной. Сева-кунджа — это трансцендентное место, где Господь Кришна смиренно служит Шримати Радхарани, признавая этим тот факт, что она является его жизнью и душой. Когда Кришна покинул танец раса, Он не оставил Шримати Радхику. Она была так близка и дорога Кришне, что Он постоянно служил именно Ей, а не какой-то другой гопи.

Сева-кунджа — это большая территория. В 1558 году Шрила Джива Госвами официально выкупил эту землю, чтобы сохранить ее для Гаудийа-вайшнавов. За тридцать рупий Джива Госвами приобрел землю у наместника Акбара. Официальный текст, хранящийся в научно-исследовательском институте Вриндавана, свидетельствует, что выкупленная территория включала в себя Сева-кунджу, Дан Галли, Имли Тала, Шрингар Стхали и Раса Стхали. Ее границами являлись четыре дерева: тамаринд, банйан, пипал и кадамба. В центре изначальной Сева-кунджи, там, где Кришна оказывал служение Радхике, ныне стоит храм Радха-Дамодара.

Шри Радха Дамодар мандир — наиболее посещаемый гаудия вайшнавами храм во Вриндаване. Строительство храма велось под руководством Дживы Госвами, но точная дата его открытия остается неизвестной. Когда Аурангзеб варварски напал на Вриндаван, его воины, ошибочно приняв незатейливый храм Радха-Дамодара за чью-то личную резиденцию, прошли мимо и не стали осквернять его. С той поры мандир несколько расширился, и строение храма Радха-Дамодара, каким он предстает сегодня, фактически не изменилось за последние двести пятьдесят лет. 

В 1972 году, Шрила Прабхупада сказал своим ученикам, что Радха-Дамодара мандир служит осью духовного мира, он подчеркнул тот факт, что храм стоит в самом центре Сева-кунджи. Сева-кунджа — это трансцендентное место, где Господь Кришна смиренно служит Шримати Радхарани, дабы смягчить Ее маан — гнев во время любовных размолвок. Шрила Прабхупада поехал проповедовать в Америку из этого храма, и сюда же он привез своих первых последователей. Предлагая свои поклоны ачарье-основателю Международного Общества Сознания Кришны, мы совершаем парикраму в храме Радха Дамодары, и для начала давайте получим даршан Божеств, которым поклоняются здесь на алтаре.

Центральными Божествами этого храма являются Шри Шри Радха Дамодара. Однажды Шрила Рупа Госвами увидел сон, в котором Кришна попросил найти Его. Рупа Госвами с благоговением спросил у Кришны о том, где Он находится, на что Кришна ответил: «Я в твоем уме!»

Зная о желании своего ученика, Шрилы Дживы Госвами, иметь личное Божество, в 1542 году в месяц Картика Рупа Госвами собственноручно изваял и установил мурти Дамодары. До сих пор ходят споры о том, является ли мурти Дамодары во Вриндаване изначальным Божеством или это пратибху мурти. Однако пуджари этого храма, которые оказывают свое служение из поколения в поколение утверждают, что это то самое Божество, которое изваял и установил Шрила Рупа Госвами. Так как храм не был осквернен мусульманами, то после шестидесяти девяти лет пребывания в Джайпуре, Радха-Дамодара вернулся домой во Вриндаван.

Однако решительный Махараджа Джаи Сингх убедил служителя Дамодары позволить Божеству переехать обратно в Джайпур, где оно находится и поныне. Но! Как утверждают служители храма, в Джайпур отправили маленькое Божество Дамодары, утсава мурти. Рупа Госвами изготовил два Божества Дамодары — большого и маленького размера, и оба Божества, во Вриндаване и Джайпуре, являются изначальными.

Итак, в центре алтаря находятся Божества Шри Шри Радха Дамодары и Лалиты деви, и им поклонялся Шрила Джива Госвами. В этом храме Божества, изготовленные Рупой Госвами делят свой алтарь с тремя другими мурти Радха-Кришны: Радха-Вриндаванчандра, Радха-Мадхава и Радха-Чхалчхикан. Шрила Прабхупада объяснил: «Несколько лет назад каждое из четырех Божеств, стоящих ныне на алтаре храма Радха-Дамодара, имело собственный храм, участок земли, доход и служителей. Однако, в целях экономии владельцы храмов продали имущество, ограничили роскошь обряда поклонения и объединили Божества».

Другим привлекательным объектом храма Радха-Дамодара является большая Говардхана-шила, запечатлевшая отпечаток правой стопы Господа Кришны, след копыта теленка, знак флейты и посоха Кришны.

Когда Санатана Госвами стал слишком стар, чтобы совершать ежедневную Говардхана-парикраму длиной в двадцать пять километров, Шри Кришна подарил ему эту шилу, заверив, что простой обход вокруг нее четыре раза будет приравнен к полному обходу холма Говардхана. Кришна встал на камень и заиграл на флейте чарующую мелодию, привлекшую внимание теленка, который стал ходить вокруг и радостно танцевать. Услышав трансцендентную флейту Кришны, Говардхана шила начала плавиться и запечатлела отпечаток лотосной стопы Кришны.

После ухода Санатаны Госвами этой Говардхана шиле поклонялся Рупа Госвами. Позднее ее унаследовал Джива Госвами, в настоящий момент Говардхана шила Санатаны Госвами хранится в Радха-Дамодаре. Ныне ежедневно тысячи искренних преданных из Манипура, Бенгалии, Ориссы, Непала, Раджастана, Уттар Прадеша и других мест стекаются в храм Радха-Дамодара, чтобы получить даршан этой Говардхана шилы и обойти вокруг нее четыре раза, получив тем самым благословение Божеств, Гирараджа, наших ачарьев и многих возвышенных вайшнавов, чьи усыпальницы самадхи находятся во дворе этого храма. 

Шри Радха Дамодар Мандир с одной стороны является осью духовного мира, тем местом, где Кришна служит стопам Шримати Радхики, а с другой — служит тем местом, с которого началось распространение учения шести госвами по всей Индии, а затем и по всему миру. Это храм, в котором жил Шрила Прабхупада до того, как он уехал проповедовать в Америку и куда он привез своих первых западных учеников…

Хотя храм Радха-Дамодара невелик и небогат, он славился своей обширной библиотекой, в которой Джива Госвами бережно хранил оригинальные рукописи Госвами. К сожалению, фактор времени и халатное отношение, объединившись между собой, уничтожили бОльшую часть бесценных произведений. Однако научно-исследовательскому институту Вриндавана все же удалось спасти и сохранить остаток библиотечного фонда, включая манускрипты Санатаны Госвами и Рупы Госвами.

В те времена вайшнавы писали свои книги на пальмовых листьях, коре и даже на старых одеждах Божеств. Однако Госвами пользовались бумагой, изготовленной ручным способом, которую жертвовали им щедрые цари Джайпура для написания такой классики, как «Уджджвала Ниламани», «Бхакти-расамрита-синдху» и «Гопал Чхампу».

Все учение Шри Чайтаньи Махапрабху было записано в этих книгах нашими ачарьями, и в этом же храме Шрила Прабхупада начал свою работу над переводом и комментариями к Шримад-Бхагаватам. Давайте зайдем в комнату, в которой он совершал свой бхаджан, свое поклонение Кришне, и где он жил до своей поездки в Америку. 

Шрила Прабхупада, отрекшись от мира, поселился во Вриндаване. Сначала он жил в храме Вамши Гопала, затем переехал в храм Радха Дамодара, в котором снял две комнаты. В одной он жил, а во второй готовил для Кришны. В те времена у Шрилы Прабхупады фактически не было денег. Он взял кредит на то, чтобы отремонтировать эти комнаты и отдавал его три года. Свои документы и ценные вещи он хранил в секретной нише, хотя особых материальных ценностей у него не было. Рядом с храмом в торговой лавке работает один человек, чей дед продавал рис, и он рассказывал, что лично знал Шрилу Прабхупаду. Прабхупада выделялся из всех покупателей, и его невозможно было не заметить, ибо он покупал для себя 50-60 грамм риса… на большее у него порой не было денег. Зимой во Вриндаване очень холодно, но Шрила Прабхупада спал на каменном полу, подложив под себя тонкий шерстяной чадар, он даже не мог купить себе дешевую кровать. А летом, когда жара на улице достигает 55 градусной отметки, и когда во Вриндаване отключают электричество и вентиляторы перестают работать, Шрила Прабхупада все равно продолжал свою работу над переводом Бхагаватам. Однако от вентилятора особой пользы не было, и те, кто жил во Вриндаване в июле, знают — комната прогревается, как печка, стены не остывают даже ночью, из крана идет почти кипяток, а вентилятор по комнате гоняет горячий воздух. В таких условиях Шрила Прабхупада писал свои книги, чтению которых мы не придаем большого значения… А ведь его труды являются квинтэссенцией всего того, о чем писали госвами Вриндавана.

В этой комнате была кухня Шрилы Прабхупады. До сих пор преданные ИСККОН и те, кто благодарен Шриле Прабхупаде, осуществляют здесь свое служение. В этом месте Бхактиведанта Свами принимал прасад, а из окна его взору открывался вид на самадхи Шрилы Рупы Госвами. Однажды Шрила Рупа Госвами вышел из своей усыпальницы и подошел к Шриле Прабхупаде. Он сказал: «Отправляйся проповедовать в страны Запада, ничего не бойся, я поеду вместе с тобой». Всю свою жизнь Шрила Прабхупада готовился к этой миссии и в возрасте 69 лет, в то время, когда люди обычно уходят на покой, он, имея всего 40 рупий в кармане, отправился с миссией в страну, где был никому не нужен…

Шрила Прабхупада говорил, что Вриндаван — это его дом, и он вечно живет в своих комнатах в храме Радха Дамодара. 

Двигаясь вокруг храма по часовой стрелке, мы попадаем во внутренний двор, где находится около ста самадхи. На правой стороне под аркой расположено самадхи основателя храма Шри Дживы Госвами. Среди Госвами Вриндавана он является самым плодовитым писателем. Его перу принадлежат более четырехсот текстов на санскрите. Чтобы у вас было представление о масштабах его писательского гения, вспомните, что Шримад Бхагаватам состоит из 18 тысяч стихов … 

Рядом находится самадхи его ученика Кришна даса Брахмачари, а также Кришна даса Кавираджа Госвами, автора Шри Чайтанья Чаритамриты. Это их совместное самадхи. В этом месте очень хорошо читать джапу и молиться этим преданным Шри Чайтаньи о милости.

Высокое самадхи в наружном углу второго ряда — это пушпа самадхи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, учителя Шрилы Прабхупады, который вдохновил его на проповедь в странах Запада. Благодаря ему мы можем поклоняться Кришне и приезжать во Вриндаван.

В этом дворике находится множество самадхи возвышенных личностей, и, обходя их вокруг по часовой стрелке, мы выражаем им свое почтение.

Обойдя вокруг храма, мы входим в бхаджан-кутир Рупы Госвами, а напротив располагается его самадхи. Шрила Прабхупада однажды сказал, что это место является для него самым святым во всей вселенной. Мы являемся рупанугами, последователями Шрилы Рупы Госвами. Именно благодаря ему мы узнали о сокровенных настроениях Шри Чайтаньи Махапрабху, и мы надеемся по милости Шрилы Рупы Госвами войти в лилы Шри Шри Радхи и Кришны. 

Одни вайшнавы говорят, что в этом месте Джива Госвами омывал свои стопы, другие — что здесь Джива Госвами омывал стопы своего гурудева, Шрилы Рупы госвами, поэтому мы берем немного пыли с этого места и помещаем себе на голову.

В углу внутреннего двора стоит небольшое квадратное самадхи Бхугарбхи Госвами. Локанатха и Бхугарбха Госвами посетили Вриндаван еще до прибытия туда Рупы и Санатана Госвами. 

Путешествуя по Вриндавану, Локанатха и Бхугарбха Госвами милостью Вринда деви обрели знание точного местонахождения главных мест, в которых Радха и Кришна предавались Своим божественным любовным развлечениям. Несмотря на это, Бхугарбха Госвами обладал таким неподдельным смирением, что запретил писать о себе. Поэтому, мы фактически ничего о нем не знаем…

Обойдя этот храм четыре раза, мы получаем благословение, как если бы обошли холм Говардхана по дороге парикрамы, протяженностью 25 километров. Также этим обходом мы выражаем почтение четырем парам божеств на алтаре и самадхи многих вайшнавов. Невозможно вообразить, как много благословений получает человек, просто приезжая во Вриндаван и посещая храм Радхи Дамодары. 

От всего сердца я желаю вам посетить этот храм в ближайшем будущем и смиренно прошу: «Пожалуйста, приезжайте во Вриндаван! Кришна и Шримати Радхарани ждут вас!»

Об авторе

Sundara Madhava administrator

Оставить ответ