09 Вклад Шанкарачарьи

Автор:Sundara Madhava

09 Вклад Шанкарачарьи

 

Мы всегда должны пом􏰀нить, что Шанкарачарья есть не кто иной, как сам Махадев, Господь Шива (шанкарах шанкарах сакшад). Шанкара — гуру всех вайшнавов. По этой при􏰀чине Махапрабху оказывал почести его памяти, называя его ачарьей, духов􏰀ным наставником. Шри Шанкара — совершенный вайшнав.

Он появился на земле Бхарата􏰀варши (Индии) в то время, когда возникла насущная необходимость в явлении гуна 􏰀аватары, воплощения Господа, пове􏰀левающего качествами материальной природы. К тому времени могуществен􏰀ное влияние доктрины философского нигилизма Гаутамы Будды практически свело на нет традицию изучения Вед и следования принципам варнашрама􏰀 дхармы. Его теория пустоты (шуньявада) неистово отрицала саму идею сущест􏰀вования Бога, обладающего личностной природой. Принимая косвенным обра􏰀зом факт существования души — дживатмы, буддизм тем не менее отказывал􏰀ся признать ее вечную природу и вечные духовные обязанности — нитья􏰀 дхар􏰀му.

Все брахманы в этот период истории оставили Веды, отвергли истинную ре􏰀лигию и приняли буддизм. Тогда необычайно могущественный Господь Шива низошел в этот мир в облике брахмана Шанкары с целью восстановить утра􏰀ченный авторитет Вед и трансформировать учение Гаутамы Будды о пустоте (шуньяваду) в доктрину неделимого Брахмана (брахмаваду). Это было великим подвигом, и мир навечно останется в долгу перед Шрипадом Шанкарачарьей за его беспрецедентный вклад.

Любые поступки, совершаемые человеком в этом мире можно рассматри􏰀вать с двух точек зрения. Одни являются значимыми для определенного отрез􏰀ка времени (таткалика), другие же ценны для всех времен (сарвакалика). Ис􏰀ходя из такого понимания, работа, проделанная Шанкарачарьей, имеет уни􏰀кальную значение для определенного периода истории. Его усилия принесли ни с чем не сравнимые плоды. Шри Шанкарачарья заложил фундамент и воз􏰀вел стены здания, постройку которого завершили великие ачарьи, Шри Рама􏰀нуджа и Шри Мадхва, воздвигнув великолепный дворец чистой религии любов􏰀ной преданности — вайшнава 􏰀дхарму. Поэтому Шанкарачарья — большой друг вайшнава􏰀 дхармы и первый из ее учителей􏰀 основателей.

Современные вайшнавы пожинают плоды философского наследия Шанка􏰀рачарьи. Для обусловленных душ существует насущная потребность обретения самбандха􏰀 гьяны, знания о своих взаимоотношениях с Верховной Личностью Бога, и о том, как джива запутывается в сетях, расставленных майей. Как Шанкарачарья, так и вайшнавы принимают тот факт, что наделенное сознани􏰀ем живое существо абсолютно духовно и, даже находясь в материальном мире, остается отличным от своих грубого и тонкого материальных тел вследствие обладания природой более высшего рода; Шанкарачарья и вайшнавы согласны также с тем, что мукти, освобождение дживы, есть прекращение всех ее свя􏰀зей с материальной природой. Вплоть до этой сферы философских изысканий Шанкара и ачарьи вайшнавов сходятся в очень многих вопросах. Более того, Шанкарачарья учил своих последователей тому, что, поклоняясь Господу Хари, человек очистит свое сердце и обретет освобождение. Однако Шанкарачарья ничего не говорил о том, что ожидает дживу, поднявшуюся выше стадии им􏰀персонального освобождения.

Шанкара осознавал, что если человек, избравший поклонение Богу как средство обретения освобождения, будет и дальше следовать по этому пути, по􏰀 степенно он испытает глубочайшее духовное удовлетворение, приносимое ха􏰀ри􏰀 бхаджаном и в конечном итоге станет чистым преданным. По этой причине Шанкарачарья лишь указал путь, не раскрыв сокровенных тайн религии вайш􏰀навов. Тот, кто внимательно изучит его комментарии, сможет понять истинное намерение ачарьи. С другой стороны, тот, кого удовлетворяет поверхностное чтение работ Шанкары, никогда не сможет переступить порог, за которым от􏰀 крывается царство вайшнава􏰀дхармы.

Шрила Бхактивинод Тхакур   Шри Джайва дхарма  глава 2  страница 24 

Об авторе

Sundara Madhava administrator

Оставить ответ